Думаю, каждый родитель желает, чтобы их любимый (ая) Машенька, Анечка, Юленька, Петечка, Ванечка, Сашенька и т.д. были: А) умным учеником, заслуженно получавшим только хорошие отметки. Б) успешным студентом, которому будут экзамены засчитывать "автоматом". В) высокооплачиваемым специалистом, который сумеет не только карьеру строить, но, при этом и о семье не забывать. Но, как известно, большинство самых необходимых "карьерных" качеств ребенок получает в процессе воспитания. Все, чему мы научим обожаемых чад, потом и отразится на уровне успешности (в учебе, карьере, жизни, в конце концов.) Вот ребенок пошел в школу. Радостный розовощекий карапуз постепенно становится самостоятельной полноценной личностью. Но на пути, что вполне естественно, его ждут множество препятствий, слез, разочарований и прочих неприятностей. Одним из таких станет первая двойка. Вы понимаете, что ребенок не справляется с нагрузкой, что он не до конца усваивает материал, что, возможно, у него недостаточно хорошие отношения с преподавателем и т.д. Вы начинаете корить себя, задавая множество вопросов: "Что делать? Стоит ли контролировать выполнение домашних заданий? Как и чем помогать? И надо ли?" Во-первых, перестаньте переживать. Ребенок должен сам столкнуться с отрицательными последствиями своих действий (или своего бездействия). Но делать это нужно аккуратно, чтобы у ребенка не возникло ощущения, что его бросили, оставили наедине с проблемой, которая в его нежном и юном возрасте покажется просто катастрофой. Но и здесь не стоит перегибать палку. Помогайте только в том, с чем он действительно не в состоянии справиться самостоятельно (например - не может найти правильного решения задачи). Контролируйте выполнение домашнего задания, но не сидите рядом с ним, проверяя каждую запятую и правильно/неправильно решенный пример. Никогда не разговаривайте с ребенком в приказном тоне. Помните: он еще только учится. Никогда не используйте систему вроде: "Прочитай, пожалуйста, параграф, а я тебе шоколадку куплю". Таким образом, вы приучите ребенка делать все только ради поощрения. И в будущем он, привыкнув, уже перестанет учиться бескорыстно, с каждым разом требуя большего "угощения". Постарайтесь объяснить вашему сыну/дочке, что ни одно занятие, а тем более, учеба не принесет ощутимой пользы, если уже от самого процесса он/она не научится получать удовольствие. Домашнюю работу необходимо организовывать таким образом, чтобы ребенок сам тянулся к новым знаниям. И, конечно, же - не забывайте почаще подбадривать ребенка. Именно "хвалить" а не поощрять сладостями каждый решенный пример или прочитанный рассказ. Еще один момент, который, возможно, заведет вас в тупик - ребенок сам откажется от помощи. Это может произойти потому, что, в общем-то, каждому человеку хочется самому контролировать ситуацию, все мы стремимся к самостоятельности и независимости. Поступайте так, чтобы ребенок понимал, что вы всегда рядом и готовы ему помочь, но "помочь", как друг, а не контролировать, как учитель. Вы для своего ребенка, прежде всего,- товарищ, к которому он может и, скорее всего, захочет обращаться за советом. Как-то сложилось, что меня в детстве контролировали мало. Можно было учиться, а можно - и нет. Но что-то эдакое "невидимое" (какое-то совершенно незаметное подталкивание к познанию) все - таки существовало. Ведь как-то я, ребенок, которому больше хотелось гулять на улице, нежели читать книжки и учить уроки, выбрала первое: я училась, да еще и на "отлично". Сейчас благодарю родителей за то, что могу гордиться сама собой. И вот, подумывая о своем потомстве, спросила однажды маму: "Как ты так смогла: ничего не указывая, не заставляя и не контролируя, вложить в мой детский ум, что "хорошо", а что "плохо". Ответом были слова : "Не знаю. Мама, наверное, научила". Вот так и получается, что из поколения в поколение передается хорошее воспитание, умение быть человеком. Поэтому - помогите своему чаду вырасти самостоятельной, умной, образованной личностью. Ну, а он уже продолжит ваш славный род.
|